На втором году происходит встреча малыша
со своей первой книжкой. Сделайте так, чтобы это событие было ярким и
запоминающимся, чтобы книжка стала любимой и желанной игрушкой малыша.
Первые книжки и должны быть
книжками-игрушками, с крупными красочными картинками: минимум текста,
только подписи к картинкам. Смотрите с малышом картинки, читайте подписи
к ним.
Первыми книжками для чтения должны стать
народные потешки. Ребёнку легче воспринять именно данные тексты, ведь
многие песенки он уже слышал от мамы в устном исполнении. В текстах
потешек много слов, приближенных к детской речи:
«киса», «зайка», «петя» (петушок), что облегчает понимание текста
ребёнком. Большинство потешек построены в форме диалогов, этим они
близки к разговорной речи, более лёгкой для восприятия. Потешки содержат много повторов, что улучшает их понимание.
Ещё одно важное качество потешек –
наличие большого количества ударных рифм, поэтому чтение таких текстов
способствует воспитанию чувства ритма, развитию фонематического слуха.
Стихи с такой рифмовкой легче запоминаются и, таким образом, легче
закрепляются конкретные грамматические формы, на которые падает
ударение. Словом, потешки – это готовые образцы речи, доступные детям и
помогающие развитию речи.
Третьего года жизни
В возрасте от 2,5 до 3 лет книга прочно
входит в число наиболее привлекательных игрушек для малышей. Она и
должна быть похожей на игрушку: объёмная (книга – панорама) раскладушка,
большого формата, с крупными красочными картинками. Привлечь ребёнка к
книжке, привить любовь к слушанию – главная задача взрослых. Именно
сейчас решится, будет ли ваш малыш в будущем пытливым, внимательным
читателем, или он так и проживёт без книг, без их мудрости.
Важно, что читать малышу: обязательно
народные сказки с повторяющимися действиями (это взрослым они могут
показаться скучными, а ребёнку нужны такие повторы, чтобы он лучше понял
содержание, усвоил лексику, запомнил грамматические формы).
Как раз по возрасту стихотворные сказки
К.И.Чуковского – «Мойдодыр», «Айболит», «Федорино горе», «Муха –
цокотуха», «Тараканище», «Телефон».
Нравятся детям стихи С.Я.Маршака: «Дама сдавала в багаж», «Вот какой рассеянный», переводы английских народных песенок.
Кто-то уже будет готов слушать стихи о
природе русских поэтов – классиков. Вообще в этом возрасте дети любят
слушать стихотворные тексты, и они очень полезны, так как воспитывают
чувство рифмы, привлекают внимание детей к звучанию слов; ударные рифмы
помогают усвоить те или иные грамматические формы, не говоря уже о той
огромной роли высокохудожественных текстов, которую они играют в
формировании вкуса и чувства слова у будущих читателей.
Четвёртого года жизни
К четырём годам ребёнок уже способен
пересказать знакомую сказку, конечно, в том случае, если ему с раннего
детства систематически рассказывали или читали сказки, рассказы, стихи,
учили следить за развитием действия в сказке, сочувствовать
положительным героям. Первоначально пересказ возможен в форме ответов на
вопросы. Затем можно попробовать так называемый совместный пересказ,
когда взрослый, рассказывая сказку, побуждает ребёнка произносить
отдельные слова и предложения.
Какие сказки доступны в четырёхлетнем
возрасте для драматизации? Это «Колобок», «Маша и медведь», «Лиса и
волк», а также «Три поросёнка» Михалкова, «Заяц – хваста», «Теремок»,
«Лиса и заяц», «Репка», «Соломенный бычок – смоляной бочок» (белорусская
народная сказка), «Волк и козлята», «Три медведя», «Лисичка со
скалочкой».
Родителям
нужно понять одно очень важное правило при выборе книг для чтения:
своевременность той или иной сказки. Плохо не только слишком рано
знакомить ребёнка со сказкой (когда он ещё её не понимает), но и слишком
поздно (когда она ему уже не интересна). Важно соблюдать постепенность в
чтении. Волшебные сказки со сложным фантастическим сюжетом ещё не
доступны четырёхлетнему ребёнку, а «Курочку Рябу», «Колобок» лучше
прочесть двухлетнему. Каждой сказке – свой возраст. Это же правило
касается и зарубежных сказок, но предпочтение стоит отдавать своим, как
более понятным. Впрочем, сказки о животных других стран так же понятны
малышу, как и русские народные.
Пятого года жизни
Возросшим познавательным потребностям
детей должен соответствовать и круг чтения: кроме сказок, которые
усложняются (появляются волшебные сказки, сказки А.С.Пушкина,
В.А.Жуковского), детям читают рассказы К.Д.Ушинского, А.П.Чехова,
Л.Н.Толстого, книги познавательной направленности Н.Сладкова, В.Бианки,
Ю.Дмитриева и других писателей. К стихам и сказкам К.Чуковского,
С.Маршака, А.Барто добавляются стихотворные произведения В.Маяковского,
Б.Заходера. В 5 лет дети в состоянии воспринимать прекрасные стихи о
природе А.С.Пушкина, А.Н.Майкова, Ф.И.Тютчева.
Можно пробовать читать тексты большого
объёма, которые не прочтёшь за один раз. Чтение с продолжением очень
полезно, возможно, оно перерастёт в традицию семейного чтения по
вечерам.
Чтобы приучить ребёнка к слушанию книг,
не надо развивать у него пагубной привычки бесконтрольно смотреть
телевизионные передачи. Телевизор нужно смотреть как можно реже, а лучше
детям до 5 лет его не смотреть совсем.
Подготовила Татьяна Тетёркина
воспитатель логопедической группы
МДОУ №110 г. Мурманск
Комментариев нет:
Отправить комментарий