Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программе определяют 4 направления развития ребенка:
- социально-личностное,
- познавательно-речевое,
- физическое,
- художественно-эстетическое развитие.
10 образовательных областей
«Образовательная область»
– структурно-смысловая единица содержания дошкольного образования,
определяющая адекватные дошкольному возрасту сферы образовательной
деятельности детей.
Образовательные области, выделенные в ФГТ:
физическая
культура, здоровье, социализация, труд, безопасность, чтение
художественной литературы, коммуникация, познание, музыка,
художественное творчество
В
новых ФГТ использована наиболее современная и полная типология детских
деятельностей. Каждая образовательная область направлена на развитие
какой-либо детской деятельности. В каждой образовательной области помимо
общеразвивающих задач выделены специфические задачи
психолого-педагогической работы.
ФГТ
устанавливают принципиально иной способ взаимодействия и взаимосвязи
компонентов основных общеобразовательных программ дошкольного
образования – на основе принципа интеграции образовательных областей,
представляющем собой альтернативу предметному принципу.
(основополагающий принцип – интеграции образовательных областей)
В
современной практике дошкольного образования методика проведения
интегрированных занятий достаточно разработана и многие дошкольные
учреждения используют ее.
Возникает вопрос: что меняется в дошкольном образовании с введением ФГТ ?
Для
системы дошкольного образования установлены Федеральные государственные
требования, а не Федеральный государственный стандарт. В настоящее
время разработанные и утвержденные только ФГТ к структуре основной
общеобразовательной программы дошкольного образования, в которых
определены обязательные образовательные области и основные задачи
образовательных областей.
Изменения
такого рода предполагает изменение подходов к организации
воспитательно-образовательного процесса: в данном случае не через
систему занятий, а через другие, адекватные формы образовательной работы
с детьми дошкольного возраста.
Игровой
деятельности, как форме организации детской деятельности, отводится
особая роль. Игра – это ведущая деятельность ребенка, посредством
которой он органично развивается, познает очень важный пласт
человеческой культуры – взаимоотношение между взрослыми людьми – в
семье, их профессиональной деятельности и т. д.
Таким
образом, игра выступает как самая важная деятельность, через которую
педагоги решают все образовательные задачи, в том числе и обучение.
Акцент
на совместную деятельность воспитателя и детей, на игровые формы
образования дошкольников, на отсутствие жесткой регламентации детской
деятельности, учет полоролевых особенностей детей при организации
педагогического процесса в детском саду и вносит в содержание программ
необходимые изменения.
Занятия
в ФГТ прописаны только в старшем дошкольном возрасте, это не значит,
что они не могут проводиться с детьми других возрастов. Но они (занятия)
не должны быть приоритетной формой работы с детьми. Образовательные
задачи должны решаться и в ходе режимных моментов, в совместной
деятельности детей с педагогом (в том числе и на занятиях), в
самостоятельной деятельности детей и в совместной деятельности с семьей.
Вся образовательная деятельность строится на основе интеграции и тематического планирования.
Особенности
образовательного процесса в соответствии с ФГТ Согласно теории Л.С.
Выготского и его последователей, процессы воспитания и обучения не сами
по себе непосредственно развивают ребенка, а лишь тогда, когда они имеют
деятельностные формы и обладают соответствующим содержанием.
В
ФГТ содержится указание на то, какие виды деятельности можно считать
приемлемыми формами практики для ребенка дошкольного возраста: игровая,
коммуникативная, трудовая, двигательная,
познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, восприятие
художественной литературы, как особый вид детской деятельности и
продуктивная.
Специфика
дошкольного образования, помимо многих других особенностей, заключается
в том, что процесс обучения является, по сути, процессом усвоения в
других вида деятельности (под словом других Эльконин имеет ввиду не
учебной).
Схема
развития любого вида деятельности такова: сначала она осуществляется в
совместной деятельности со взрослым, затем в совместной деятельности со
сверстниками и становится самодеятельностью.
В ФГТ решаются образовательные задачи в процессе:
Совместной
деятельности ребенка со взрослым (в ходе режимных моментов; в
непосредственно образовательной деятельности, осуществляемой в процессе
организации детских видов деятельности и в самостоятельной деятельности
детей.
Выделены
признаки совместной деятельности взрослых и детей – наличие партнерской
позиции взрослого и партнерской формы организации (сотрудничество
взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и
общения детей).
Одно из требований программы - построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Разработчики ФГТ, предлагают определенные формы работы с детьми, соответствующие условно каждому виду деятельности:
Двигательная
- Подвижные дидактические игры
- Подвижные игры с правилами
- Игровые упражнения
- Соревнования
- Игровая
- Сюжетные игры
- Игры с правилами
Продуктивная
- Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества
- Реализация проектов
Коммуникативная
- Беседа ситуативный разговор
- Речевая ситуация
- Составление отгадывание загадок
- Сюжетные игры
- Игры с правилами
Трудовая
- Совместные действия
- Дежурство
- Поручение
- Реализация проекта
Познавательно-исследовательская
- Наблюдение
- Экскурсии
- Решение проблемных ситуаций
- Экспериментирование
- Коллекционирование
- Моделирование
- Реализация проекта
- Игры с правилами
Музыкально-художественная
- Слушание
- Исполнение
- Импровизация
- Экспериментирование
- Музыкально-дидактические игры
Чтение художественной литературы
- Чтение
- Обсуждение
- Разучивание
Таким
образом, ФГТ в дошкольном образовании направлено на создание
оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста в
современных условиях, реализации права ребенка на доступное,
качественное образование.
«Самостоятельная деятельность детей» – одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста:
- свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;
- организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.).
«Совместная деятельность взрослого и детей»
– основная модель организации образовательного процесса детей
дошкольного возраста; деятельность двух и более участников
образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению
образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время.
Отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и
партнерской формой организации (возможность свободного размещения,
перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности).
Предполагает индивидуальную, подгрупповую и фронтальную формы
организации работы с воспитанниками.
Различают:
- непосредственно образовательную деятельность, реализуемую в ходе совместной деятельности взрослого и детей;
- совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на решение образовательных задач;
- совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на осуществление функций присмотра и (или) ухода.
Комментариев нет:
Отправить комментарий