Уважаемые родители!
Федеральные
государственные требования (далее ФГТ) к структуре основной
общеобразовательной программы утверждены и введены в действие Приказом
Минобрнауки РФ от 23.11.2009 № 655. Данный документ является первым в
истории российского образования, который на федеральном уровне
предъявляет требования к разделам обязательной части основной
общеобразовательной программы дошкольного образования. В
настоящее время перед всеми дошкольными образовательными учреждениями
встала задача по разработке новых образовательных программ – основных
общеобразовательных программ (статьи 9, 14, 15, 32 «Закона об
образовании»).
На современном
этапе развития дошкольного образования в соответствии с федеральными
государственными требованиями к развитию детей меняется цель
образовательной работы – вместо набора ЗУНов предлагается формировать
новые качества ребенка (физические, личностные, интеллектуальные). С
основными положениями документа можно ознакомиться по ссылке:
ФГТ
устанавливают нормы и положения, обязательные при реализации основной
общеобразовательной программы дошкольного образования образовательными
учреждениями (далее – ДОУ), имеющими государственную аккредитацию.
Новые представления о содержании и организации дошкольного образования, предложенные в ФГТ, заключаются в следующем:
1)
если раньше в большинстве комплексных программ были разделы, которые
соответствовали определённым учебным дисциплинам или предметам, то
теперь речь идёт о совокупности образовательных областей: «Физическая
культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация, «Труд»,
«Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы»,
«Художественное творчество», «Музыка»;
2)
акцент со знаний, умений и навыков переносится на формирование общей
культуры, развитие «качеств, формирование предпосылок учебной
деятельности, обеспечивающих социальную успешность» и т.п.;
3) решать поставленные цели и задачи предлагается
-
максимально приближаясь к разумному «минимуму», т.е. не за счёт
«раздувания» сетки занятий, а с помощью построения образовательного
процесса на комплексно-тематическом принципе с учётом принципа
интеграции образовательных областей;
- в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей (смещён акцент с занятий).
Отказ
от учебной модели в детском саду, т.е. от занятий, требует обращения
воспитателей и педагогов к новым формам работы с детьми, которые бы
позволяли педагогам, образно говоря, обучать дошкольников так, чтобы они
об этом даже не догадывались.
В
первую очередь ФГТ определяют структуру основной общеобразовательной
программы дошкольного образования (далее – ООП, Программа), в том числе
соотношения её частей, их объёма, а также соотношения обязательной части
основной общеобразовательной программы и части, формируемой участниками
образовательного процесса.
Основная
образовательная программа дошкольного образовательного учреждения
рассматривается в ФГТ как модель организации ориентированного на
личность воспитанника образовательного процесса, учитывающая вид ДОУ и
приоритетные направления его деятельности.
Программа
должна определять содержание и организацию образовательного процесса
для детей дошкольного возраста и быть направлена на:
- формирование их общей культуры,
- развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств,
- формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность,
- сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста,
- коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.
В соответствии с ФГТ основная образовательная программа каждого ДОУ должна состоять из двух частей:
1) обязательной части;
2) части, формируемой участниками образовательного процесса.
Обязательная
часть Программы должна быть реализована в любом образовательном
учреждении. Она обеспечивает достижение воспитанниками готовности к
школе, а именно необходимый и достаточный уровень развития ребенка для
успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального
общего образования. В группах компенсирующей и комбинированной
направленности обязательная часть Программы включает в себя деятельность
по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или)
психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.
Обязательная часть Программы должна содержать следующие разделы:
1) пояснительная записка;
2) организация режима пребывания детей в образовательном учреждении;
3)
содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми
образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье»,
«Безопасность», «Социализация, «Труд», «Познание», «Коммуникация»,
«Чтение художественной литературы», «Художественное творчество»,
«Музыка»;
4) содержание коррекционной работы (для детей с ограниченными возможностями здоровья);
5) планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
6) система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы.
Вторая часть Программы, формируемая участниками образовательного процесса, должна отражать:
1)
видовое разнообразие учреждений, наличие приоритетных направлений
деятельности, в том числе по обеспечению равных стартовых возможностей
для обучения детей в общеобразовательных учреждениях, по проведению
санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и
процедур, по физическому, социально-личностному,
познавательно-речевому, художественно-эстетическому развитию детей
(кроме деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в
физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными
возможностями здоровья);
2) специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.
Время,
необходимое для реализации всей Программы, может составлять по
усмотрению образовательного учреждения от 65% до 80% всего времени
пребывания детей в группах с 12-ти часовым пребыванием (в зависимости от
возраста детей, их индивидуальных особенностей и потребностей).
Объём
обязательной части Программы также определяется ДОУ самостоятельно и
должен составлять не менее 80% времени, необходимого для реализации
Программы, а части, формируемой участниками образовательного процесса –
не более 20% общего объема Программы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий